Компьютерная зависимость – увлечение или…?
(консультация для родителей)
 
подготовила Телятьева О.А.,
старший воспитатель
 
   Сегодня компьютер, планшет, смартфон…  есть почти в каждом доме. Постепенно он становится неотъемлемой частью жизни каждого ребенка. Многие родители придерживаются того мнения, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером у них на глазах, чем общается с дурной компанией. Таким образом, ребенок получает свободный и неограниченный доступ к компьютерным играм.
   Современные дети сначала учатся играть в компьютерные игры, а потом уже в подвижные во дворе. Реальность сегодня такова, что дети раньше осваивают компьютерную грамоту, а потом уже языковую, математическую. Все чаще кумирами современных подростков становятся не герои книг, а компьютерные персонажи. Чем же лучше виртуальный мир, нежели реальный? Доказано, что компьютерная зависимость является одной из форм ухода человека от реальности, которая может травмировать душу человека из-за сложных отношений между людьми, приводит к конфликтам, разочарованиям, болезненным проявлениям и горьким потерям. Именно поэтому подростку, еще не умеющему выстраивать отношения в обществе, кажется, что виртуальный мир игры – идеальный для него выход: в работе на компьютере он может реализовать свой потенциал, при этом ничем не рискуя. Компьютер вытесняет из жизни детей чтение книг, прогулки, спорт и реальное общение, а у некоторых подростков наблюдаются признаки зависимости от компьютера, Интернета или компьютерных игр. Сидя за компьютером, дети забывают о времени, перестают замечать дискомфорт или усталость.
   Все причины существующих проблем лежат в области зависимых состояний, нежелание учиться – зависимость от лени, инфантилизм – зависимость от доминантной мамы, компьютерная зависимость – уход от реальности и пр.
 
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СУЩЕСТВУЕТ ЛИ КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ У ВАШЕГО РЕБЁНКА?
компьютер
 
Для этого определим степени зависимости:
1 степень.
Увлеченность на стадии освоения – элемент новизны.
2 степень.
Состояние возможной зависимости, сильная погруженность в игру. Пребывание за компьютером не менее 3 часов. Негативная реакция на прерывание.
3 степень.
Выраженная зависимость. Отсутствует контроль над реальностью. Уход от реальности в виртуальный мир.
4 степень.
Клиническая зависимость. Необходима помощь психиатра.
             
КАК ВЫЯВИТЬ У РЕБЁНКА СТЕПЕНЬ ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРА через способы реагирования на просьбы родителей?
1 уровень
Ребенок легко откликается на просьбу.
2 уровень
Ребенок откликается на 2-й, 3-й раз, демонстрирует свое недовольство.
3 уровень.
Ребенок не слышит просьбы родителей. Он раздражителен, агрессивен, не понимает, чего от него хотят. Не выполняет ничего, о чем просят его родители.  На данной стадии необходима помощь психиатра.
4 уровень
Ребенок пропускает уроки, обманывает. Такая зависимость сродни наркомании.
   В чем различия компьютерной зависимости между мальчиками и девочками?
   Мальчики – менее успешны, не всегда могут выразить свои чувства, просьбы, поэтому не всегда могут получить поддержку от значимых взрослых. Этот дефицит может рождать чувство неуверенности, снижает самооценку, падает уровень общительности, ребенок может стать замкнутым, уйти из дома. В таких случаях потребность в успешности начинает удовлетворяться в игре, где можно уйти от реальных проблем и быть успешным.
   Девочки – более включены в жизнь, в домашний труд, их интересы и увлечения шире, как и эмоциональные связи. Их ранняя психологическая зрелость позволяет им легче переживать эмоциональные стрессы.
      
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ:
1. Отсутствие навыков самоконтроля, не достаточно развита волевая сфера.
2. Не достаточно сформированы навыки самостоятельности, ответственности.
3. Не знание взрослыми психогигиены.
4. Отсутствие поддержки взрослых, отсутствие контроля.
5. Не умение преодолевать жизненные трудности.
6. Уход от реальности.
7. Воспитание давлением, ребенку в семье не комфортно.
8. Неуверенный в себе ребенок, замкнутый, не общительный, нецелеустремленный, с низкой самооценкой.
9. Неблагоприятная семейная ситуация, авторитарный стиль воспитания.
 
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ РЕБЁНОК НЕ СТАЛ ЗАВИСИМЫМ ОТ КОМПЬЮТЕРА?
1. Познакомить его с временными нормами.
Возрастные ограничения взаимодействия с компьютером (планшетом, смартфоном…)
Ребенку до 7 лет нежелательно взаимодействовать с компьютером, или же не более 20 минут в день;
12-14 лет - час в день;
от 14 до 17 лет - 1,5 часа.
   Всегда нужно оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно сохранять эти рамки. Количество времени нужно выбирать исходя из возрастных особенностей ребенка.
2. Контролировать занятость.
3. Приобщать к домашним делам.
4. Культивировать домашнее чаепитие, возрождать семейные традиции.
5. Общаться с ребенком ежедневно. Нужно больше времени общаться с ребенком, развивать в нем гармоничную эмоциональную сферу, посещать различные мероприятия, чтобы ребенок научился общению с различными людьми.
6. Контролировать его круг общения. Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками и друзьями.
7. Научить способам саморегуляции.
8. Научить играм вне компьютера. Необходимо привить ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям. Пусть он двигается и испытывает радость от этого. Ведь когда ребенок сидит за компьютером, все его физические нагрузки заключаются лишь в движении мышкой по столу.
9. Контролировать выход в Интернет.
10. Показывать положительный пример.
11. Категорически запрещается играть в компьютерные игры перед сном.
 
РОДИТЕЛЯМ, ЧЬИ ДЕТИ ИГШРАЮТ В КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ
1.  Купив компьютер (планшет, смартфон…), изучите внимательно инструкции и постарайтесь обеспечить все меры безопасности.
2.  Помогайте ребенку выбрать игры.
Компьютерная игра не должна:
Þ   формировать циничное отношение к происходящему, содержать бранных слов;
Þ   навязывать чуждые мнения;
Þ   содержать агрессивную информацию;
Þ   вызывать привыкание к боли, смерти, нанесению физических увечий;
Þ   искажать внешний облик человека;
Þ   содержать сексуальную тематику.
Компьютерная игра должна развивать в ребенке эстетический вкус, навыки психогигиены, толерантное отношение к другим людям.
3.  Помогите организовывать время так, чтобы его хватало на все. Чёткое соблюдение режима дня – залог успешности ребёнка.
4.  Ограничьте время игры до разумных пределов.
 
ДЕТЯМ И ПОДРОСКАМ ИГРАЮЩИМ В КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ
1.  Играйте чаще, но не больше 1 часа в день с перерывами.
2.  После каждых 15 минут делайте гимнастику для глаз (инструкцию можно взять в кабинете врача-окулиста)
3.  Делайте после работы на компьютере физическую разминку тела и кистей рук.
4.  Выбирайте игру сознательно, определяя, в чем её полезное влияние.