Консультация для родителей

«Упражнения  для формирования навыка

чтения»

111

Подготовила учитель-логопед А.А.Кочнева

Навыки  чтения – это основа учения, и все учащиеся в той или иной мере владеют ими. Но насколько хороши эти навыки, позволяют ли они качественно усваивать разнообразные знания? Плохо читающий школьник - кандидат в неуспевающие. Отсюда появление у него стойких негативных эмоций.
В процессе увеличения учебной нагрузки ребенок с низкой скоростью чтения начинает испытывать все больше трудностей в освоении нового материала, идет отставание по всем предметам.

Советы родителям для развития интереса к чтению:

1.Продолжайте  читать ребенку его любимые книжки и потихоньку, без принуждения вовлекайте его в процесс чтения. Например, почитав, остановитесь на каком-нибудь интересном месте, сошлитесь на то, что устали, попросите прочесть следующий абзац. Помогите через вопросы усвоить, о чем и о ком в нем говорится, какое слово не понятно. Обязательно похвалите! Помните, что важна не длительность, а частота тренировок. Лучшая домашняя тренировка на начальном этапе - тремя порциями по 10-15 минут.

2.Сделайте чтение для ребенка необходимым в жизни навыком. Оставляйте ему короткие записки, пишите письма, составляйте различные списки: продуктов, которые надо купить, вещей, которые надо взять, книг, которые надо прочитать.

3.Устраивайте для своей семьи различные игры в слова и буквы. Такая увлекательная тренировка поможет ребенку легко ориентироваться в пространстве букв и слов, быстро прочитывать знакомые слова, пополнять багаж слов, в конечном итоге улучшить технику чтения.

4.Метод жужжащего чтения. При жужжащем чтении вы читаете вместе с ребенком одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, в течение 5 минут.

5.Чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и во время сна человек находится под их впечатлением.

Упражнения для развития техники чтения

Артикуляционная гимнастика

а) разминка
вдох носом, выдох через рот;
вдох, задержка дыхания, выдох;
вдох, выдох по порциям.

б) упражнения для развития четкости произношения
Самолеты взлетают: у-у-у.
Машины едут: ж-ж-ж.
Лошадки поскакали: цок-цок-цок.
Рядом ползет змея: ш-ш-ш.
Муха бьется в стекло: з-з-з-з.

в) чтение чистоговорок
ло-ло-ло, на солнышке тепло
ли-ли-ли, в банке мотыли
ра-ра-ра, играет детвора
ри-ри-ри, прилетели снегири
са-са-са, к нам летит оса
си-си-си, звери едут на такси

за-за-за, вот идет коза

зи-зи-зи, смело тормози
ша-ша-ша, шубка очень хороша
ща-ща-ща, нет щетинки у леща
жук-жук-жук, вылез майский жук
ча-ча-ча, каша слишком горяча
цо-цо-цо, снесла курица яйцо

г) чтение тихо и умерено
арка арца
арта арда
арла арча
арса аржа

д) чтение громко и быстро
гарь – парь – жарь
дверь – зверь – червь

е) чтение скороговорок, пословиц, поговорок
1. Водовоз вез воду из-под водопровода.
2. От топота копыт пыль по полю летит.

3.У лисы лисята.

4.Шли сорок мышей несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

5.Бык тупогуп тупогубенький бычок.

6.У быка была губа тупа.

ж) чтение согласных
Учащийся делает глубокий вдох и на
выдохе читает 15 согласных одного ряда:

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС
КВМСПЛБШГРДБЛСТ
ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ
ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН
ФЩМЖДШХЧМКПБРВС
ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ
з) чтение согласной с какой-нибудь гласной, используя эту же таблицу
Например: 1 ряд читает с гласным [а],

2 ряд – с гласным [о],

3 ряд – с гласным [у].

и) Упражнение "Корректурная проба". При условии выполнения этого упражнения не реже пяти дней в неделю (но лучше ежедневно), в течение пяти минут (ни больше, ни меньше), через 2–3 месяца уменьшается количество ошибок. Дайте ребенку какую-то ненужную книгу, желательно не интересную, с достаточным по размеру шрифтом (сравните со шрифтом в его учебниках). В этой книге он должен ежедневно (начинать лучше с трех минут) зачеркивать заданную букву. Вначале это может быть одна буква, а через несколько дней, когда пропусков станет меньше, можно задание усложнить: одну букву зачеркивать, а другую обвести в кружок. Буквы могут выбираться произвольно (в первые дни нежелательно давать гласные а, о – их слишком много в тексте). Результат появится не сразу, но он будет обязательно.